пятница, 12 января 2018 г.

Музей Искитима

Улицу Коротеева в центре города Искитима можно назвать музейной, здесь находятся два музея: один городской-историко-художественный, а второй отраслевой-музей потребительской кооперации Искитимского района.





Улица носит имя погибшего в 1936 году пограничника  Ивана Васильевича Коротеева, памятник которому установлен в горсаде, также названным в его честь.





И вот я на улице Коротеева, 20, решив познакомиться с новым для меня музеем.Но несмотря на призывную, недавно созданную афишу, попасть туда  не удалось:
-Это наш музей, совет ветеранов сейчас не работает,  у меня годовой отчет, отопление там отключено из-за экономии, и часть материалов передано в городской музей- таков был ответ на высказанное мной желание  осмотреть неизвестную экспозицию.

Честно сказать, перспектива идти в известный по множеству посещений музей не радовала...Казалось, что все не раз изучено-просмотрено, впрочем, только совсем недавно увидела памятную табличку на здании музея о размещении здесь   госпиталя в годы войны, когда в этом здании была школа №1-2

Вспомнились экспонаты музея, которые послужили  основой для исследований моих учеников:

Эта цитата в части экспозиции, посвященной ГУЛАГу, стала в свое время импульсом для поисков деталей, упомянутых здесь.

Создатели сборника "Мы из ГУЛАГа"(представлен и в музее), в трех выпусках которого собраны биографии репрессированных, проживавших или родившихся в Искитиме,  упомянули ряд знаменитых заключенных  Особого лагерного пункта 4 (Ложковского ОЛП-4). Так, "члены семьи изменников родины"  Анна Михайловна Ларина, жена революционера Н.И.Бухарина и Сарра Лазаревна Якир, жена военачальника Ионы Якира, действительно отбывали срок в искитимском лагере. 


А вот Юрия Магалифа, известного детского писателя, судьба  уберегла от известнякового карьера в Ложках, одно упоминание которого приводило узников других лагерей в ужас. Люди, попавшие сюда, могли продержаться месяца три... Меж тем, в упомянутом сборнике есть  информация о пребывании Магалифа в ОЛП-4.
В исследовании  моей ученицы Бирюля Анастасии "Человек в истории XX века. ГУЛАГ. (на примере судьбы Юрия Магалифа)"  опровергается это утверждение и рассказывается история того, что помогло ему избежать   ОЛП-4 и выжить.

Содержание исследования было представлено в самых разных формах: наряду  с проведенной в музее  встречей с женой Ю.Магалифа для женского клуба, где я читала его стихи и отрывки прозы с воспоминаниями о ГУЛАГе, был международный проект, в рамках которого я вела подготовительную беседу со школьниками о трагической истории места рядом с Искитимом.


Методический комментарий к презентации

Кроме известного всем заключенным страны ОЛП-4 в Искитимском районе раскинулась целая сеть лагерей, см.  фото карты из музея, два из которых запомнились мне особо.

Работа выполнена на сервисе http://www.arcgis.com/

В музее города информации об эпохе сталинизма совсем немного, есть еще одна витрина в музее ДК "Октябрь" в микрорайоне Ложок, построенном на месте бывшего лагеря, где выложены фото как бывших заключенных, так и бывших охранников...

Кроме  сталинских репрессий темой моих исследовательских интересов является также вторая мировая война в самых разных ракурсах, поэтому пройти мимо имени Шматухи Михаила Григорьевича, мемориальная табличка которому установлена на школе № 1, где он учился и работал учителем рисования, я не могла.



В городском музее есть его фото и краткие строки о его подвиге. Но соотнеся надпись на здании школы и информацию в музее, трудно не заметить расхождение:
Известно, что лейтенант Шматуха М.Г. изначально находился в одном из филиалов Освенцима, где вел активную подпольную деятельность, за что был отправлен в Маутхаузен, где его расстреляли 25 сентября 1944 года. Его биография послужила импульсом для организации сетевого межрегионального межпредметного проекта "Учитель на войне".
...

Впрочем, зря я сожалела, музей пополнился новыми экспонатами и выставками, которые могут быть, на мой взгляд, использоваться на школьных уроках, организованных по технологии "образование вне стен классной комнаты": флора и фауна региона - на биологии и географии, быт начала и середины 20 века - на истории, как и предметы, отражающие 1914-1818 годы, зал В.М.Шукшина-на литературе.

Для своего урока немецкого языка я бы выбрала несколько новых экспонатов, например: часы марки Gustav Becker  (конец XIX в.- начало XX в.) и граммофон His Master's Voice начала XX века (Германия), представленные в музее сегодняшнего дня.



Уже первое знакомство с биографией Густава Беккера, владельца часовой марки, дает многообещающе много междисциплинарных связей для сценария учебного занятия!

А сколько интересного скрывается в истории граммофона His Master's Voice (сокр. HMV, букв. «Голос его хозяина»)!

И снова получены импульсы для поисков и исследований, которые несомненно окажутся полезными для применения в образовательной практике!

2 комментария:

  1. Какая интересная статья! елена Александровна, я заочно в Ваш Искиитим влюбилась. Вы так замечательно о нем рассказываете.
    И каждый раз убеждаюсь, что небольшие непафосные музеюшки в небольших городах несут в себе мощный информационный поток, в котором только успевай удерживаться. А люди там обычно работают на одном энтузиазме и вместе с тем делают невероятные вещи.
    И огромный плюс небольших городов и музеев в них - туда очень даже несложно организовать и вывести детей для учебных занятий. В мегаполисах это намного сложнее. Так что это просто благословенный дар для местной педагогики.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо,Лада Анатольевна! Всегда интересно найти в любой вещи образовательный потенциал, а не просто констатировать факты, что характерно для журналистов

    ОтветитьУдалить